Международная научно-практическая конференция «Разрешить нельзя запретить»
2022
21 октября 2022 года в Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеке пройдет I международная научно-практическая конференция по истории драматической цензуры «Разрешить нельзя запретить».
На конференции предполагается рассмотреть широкий круг вопросов:
— история цензурных учреждений и цензурного законодательства, политика правительства в отношении театра и драматургии;
— деятельность Театрально-Литературного комитета;
— жизнь и деятельность цензоров, персональный состав цензурного ведомства;
— взаимоотношение и взаимовлияние драматургов и театральных критиков и театральной цензуры;
— проблемы цензурирования текстов, судьбы драматических произведений (от замысла до сцены);
— хранение и изучение текстов, прошедших драматическую цензуру.
Работа конференции будет транслироваться в режиме реального времени на официальном YouTube-канале библиотеки «Театральная библиотека. Live», записи трансляций можно посмотреть там же.
По итогам работы конференции будет выпущен электронный сборник докладов всех участников мероприятия.
ПРОГРАММА
10.30–11.00 — Регистрация участников конференции
11.00–11.15 — Приветствия участникам конференции
Гай Анастасия Григорьевна, директор Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки;
Чепуров Александр Анатольевич, заместитель художественного руководителя Александринского театра — руководитель творческо-исследовательской части, доктор искусствоведения.
11.15–13.15
Организация драматической цензуры в Российской империи в XIX – начале XX века. Патрушева Наталья Генриховна, заведующая научно-исследовательским отделом книговедения Российской национальной библиотеки, доктор исторических наук (Санкт-Петербург).
Путешествия библиотеки Цензурного ведомства: история формирование коллекции «Драматическая цензура». Федяхина Елена Геннадьевна, заведующая сектором Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки (Санкт-Петербург).
Об А. С. Полякове — организаторе поступления и первого исследователя коллекции «Драматическая цензура» в собрании Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки. Маньков Андрей Васильевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного (Санкт-Петербург).
Цензура невербальных сценических текстов в русском театре. Чепуров Александр Анатольевич, заместитель художественного руководителя Александринского театра — руководитель творческо-исследовательской части, доктор искусствоведения (Санкт-Петербург).
Реконструкционный потенциал цензурной коллекции на примере драматургии театров миниатюр Серебряного века. Букс Нора Яковлевна, доктор философии, профессор университета Сорбонна (Париж, Франция).
Финская драматургия в Петербурге — уникальное собрание Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки. Миловидова Ольга Витальевна, филолог-финист, актриса (Санкт-Петербург).
13.15–13.45 — Кофе-брейк
13.45–16.00 — Второе заседание
Цензурные мытарства «Смерти Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина: потери и обретения. Соколинский Евгений Кириллович, заведующий сектором Российской национальной библиотеки, доктор педагогических наук (Санкт-Петербург).
Современные русские пьесы — Андреев, Куприн, Горький, Арцыбашев — в Александровском театре Гельсингфорса: цензура драматических произведений. Лийса (Арвидовна) Бюклинг, исследователь, доктор философии, профессор Хельсинкского университета (Хельсинки, Финляндия).
Запрещенная рецензия Я. И. Григорьева (псевдоним Тан) на балет «Эсмеральда» (1848): по материалам Российского государственного исторического архива Федорченко Ольга Анатольевна, старший научный сотрудник Российского института истории искусств, кандидат искусствоведения (Санкт-Петербург).
Дальнобойность цензуры: на примере сообщений русской и мировой печати о гибели посольства Грибоедова. Могилевич Ирина Михайловна, старший научный сотрудник ООО «Лаборатории Пелин» (Санкт-Петербург).
Цензурная история пьес, поставленных в Суворинском театре. Друцкий Артём Ростомович, студент-магистр Российского государственного института сценических искусств (Санкт-Петербург).
Корреспонденты Феодора Александровича Куманина и театральная цензура. Воробьева Екатерина Владимировна, старший научный сотрудник Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина (Москва).
«Командарм 2» И. Сельвинского в Москве и Ленинграде. Галанина Юлия Евгеньевна, старший научный сотрудник Российского института истории искусств (Санкт-Петербург).
16.00–16.30 — Подведение итогов
16.30–17.30 — Знакомство с экземплярами из коллекции «Драматическая цензура»