277

Уважаемый Яков!

О Крымском еврейском передвижном колхозно-совхозном театре удалось найти лишь краткие упоминания:

  1. Крымская АССР. Еврейский колхозно-совхозный театр // Театральный справочник на 1936 год / [отв. ред. М. Имас]. — Москва : Центр. театрально-произв. комбинат, 1936. — С. 390.

«Еврейский колхозно-совхозный театр. База Симферополь, Мало-Базарная, 1. Директор — Альтман М.»

  1. Котлярова, М. Зиновий Каминский / Мария Каминская // Еврейское слово. — 2007. — № 31 (353).

 

«Артист родился 1 сентября 1912 г. Каминский был не просто актер, а прирожденный актер знаменитой театральной династии еврейских актеров…»

«…Но окончательно он формируется  как актер в другом театральном коллективе, куда переходит в 1933 году, — Крымском еврейском колхозном театре.

Крымский театр был самый молодой еврейский театр в стране и состоял из молодых актеров. Его база была в Симферополе, сцена — 87 колхозов. Туда уже уехали несколько молодых актеров, которые закончили московскую театральную студию. Достаточно сказать, что спектакли в этом крымском театре ставили такие известные режиссеры, как Эфроим Лойтер, который создал Харьковский еврейский театр, он же преподавал актерское мастерство в московской студии. Режиссеры Качанов, Смоленский, Ляуфер — художники, у которых можно было научиться настоящему мастерству.

Репертуар театра был яркий: Гольдфаден, Шолом-Алейхем, Шиллер, Островский, Перец Маркиш, Добрушкин…

Это уже был совершенно другой репертуар и совсем другой подход к нему, даже если ставились произведения, которые игрались в дореволюционный период.

Каминский пришел в Крымский театр, где была одна молодежь и каждый актер был рад работать днем и ночью. Было много талантливых актеров, и для всех была работа. Каминский играл ведущие роли в спектаклях: «Стемпеню», «Сендер Бланк», «Гершеле Острополлер», Незнамова в «Без вины виноватые» Островского, Макса в «Цвей кунилэмлэх» («Два дурачка») Гольдфадена, Фернандо — «Овечий источник», Антонио в «Бар Кохба» – разные роли, но в каждой из них молодой артист искал собственную интонацию и от спектакля к спектаклю углублялось его мастерство, и благодарный зритель это ценил.

Особая черта в игре Каминского — лиризм. Возможно, что именно лиризм одаренного Каминского еще много лет назад почувствовал и оценил Соломон Михайлович Михоэлс»…

  1. Рабинович, Я. И. Почему евреи не любят Сталина / Яков Рабинович. — М. : Этерна, 2014. — 584 с. См. то же : https://history.wikireading.ru/253512

«В Симферополе, по улице Восточной, 12, при одном из клубов размещался еврейский передвижной драматический колхозно-совхозный театр, в котором работали 44 человека, в том числе 25 профессиональных актеров. Среди них выделялся впоследствии знаменитый актер Каминский. Только за 1939 г. театр подготовил пять пьес и сыграл для населения сел и городов 165 спектаклей. Среди них особой популярностью у зрителей пользовалась поставленная театром пьеса «Суламифь». Самодеятельные театральные коллективы были во многих селениях, где проживали евреи. У Каминского начинается время самостоятельной работы, время творческой зрелости».

Обратите внимание на периодику того периода.

Например:

  1. Гамалов С.

            Еврейский театр в Крыму // Жизнь искусства. – 1926.- 10 авг. (№32). – С. 21.

  1. Гамалов С.

              Симферополь // Жизнь искусства. – 1926. – 18 мая (№20).- С. 16.

  1. Вуль Р.

              «Без вины виноватые» // Красный Крым. – 1940. – 28 марта.

  1. Вуль Р.

              «Арн Фридман» // Красный Крым. – 1940. – 10 февраля.

  1. Бен Э.

            «Тевье-молочник» // Красный Крым. – 1939. – 5 марта

  1. Нун П.

            «Пути-дороги» //Красный Крым. – 1939. – 18 февраля.

  1. Нун Л.

             «Бар-Кохба» // Красный Крым. – 1939. – 10 января

  1. Кронфельд Л.

             Еврейский театр в Крыму // Советское искусство. – 1938. – 12 мая

 

С уважением, библиограф Н. В. Иванова