Анненский И. История античной драмы
Анненский, И. Ф. (1855–1909).
История античной драмы : курс лекций / И. Ф. Анненский ; сост., вступ. ст. В. Е. Гитина ; подгот. текста В. Е. Гитина, В. В. Зельченко ; примеч. В. В. Зельченко ; авт. послесл. В. И. Максимов ; Санкт-Петербургская гос. театр. б-ка. — СПб : Гиперион, 2003. — 411 с., [1] л. портр. — (ФЕАТРОН: История и теория зрелища ; кн. II).
Сейчас Анненский известен многим как блестящий поэт, литератор, сотрудник журнала «Аполлон». Но современники знали Иннокентия Федоровича и как талантливого педагога, учителя по призванию, «кумира своих учеников и учениц».
После окончания Словесно-филологического разряда историко-филологического факультета Петербургского университета он много преподавал — латынь и греческий в гимназиях и античную литературу на Высших женских (Бестужевских) курсах, служил директором в Царскосельских гимназиях.
Лекции по истории античной драмы были прочитаны Анненским на Высших историко-литературных и юридических курсах в 1908–1909 гг. Эти курсы высшего образования для женщин, учреждённые в Санкт-Петербурге действительным статским советником Николаем Павловичем Раевым, назывались также Вольным женским университетом, а их слушательницы — ласково «раички».
Великое множество черновиков, вариантов и конспектов лекций дают понятие о том, с какой скрупулезностью готовился Анненский к курсу. «Составив заранее тщательный план своего курса и, в частности, предстоящих лекций, он, однако, ничего писанного с собой на кафедру не брал; явившись в свою аудиторию — курсистки не преминули отметить некоторую торжественность и эффектность его появления, — он говорил вполне свободно, сознательно отдаваясь течению своих мыслей, бессознательно определяемому безмолвными вопросами сотен пытливых глаз, устремленных на него. И это течение было подчас таково, что его лекция подчас принимала совершенно другое направление против того, которое им было заранее намечено», — так вспоминали «раички» эти лекции.
В 1910-х гг. по записям слушательниц был выпущен в ограниченном количестве экземпляров литографированный сборник. Один из таких редких экземпляров сохранился в собрании Санкт–Петербургской государственной Театральной библиотеки. Настоящее издание дополнено неопубликованными материалами из личного фонда Анненского, относящимися к истории античной драмы.
На обложке воспроизведен фрагмент афиши к спектаклю Камерного театра «Фамира-кифарэд» (1916) по драме И. Ф. Анненского работы Александры Экстер.