АРГОНАВТЫ

Иллюстрированный сборник по вопросам изобразительного искусства и музейной жизни. — Петроград: Изд-во “Петроград”, 1923.

Первый и единственный номер иллюстрированного сборника по вопросам изобразительного искусства и музейной жизни вышел в 1923 году в Петрограде под редакцией «мирискусников»: искусствоведа и библиографа Эриха Федоровича Голлербаха, графика и искусствоведа Дмитрия Исидоровича Митрохина и архитектора-художника Николая Евгеньевича Лансере. Оформил журнал художник и график Сергей Васильевич Чехонин.

Редакция журнала размещалась в помещении известного книгоиздательства «Петроград» на Литейном проспекте (в тот момент — проспекте Володарского) в доме 51.

Название журнала отсылало читателя к древнегреческому мифу об аргонавтах —  героях-мореплавателях, отправившихся на корабле «Арго» в Колхиду. По сюжету легенды, корабль был построен с помощью Афины, которая вставила в его корпус кусочек священного векового дуба, шелестом листьев передающего волю богов. Предводимые Ясоном аргонавты, среди которых находились Геракл и Орфей, должны были возвратить в Грецию Золотое руно волшебного барана, увезённое в далекую страну. Пережив множество приключений, аргонавты выполнили поручение и вернули руно в Грецию, с помощью волшебницы Меди, которую Ясон потом взял в жёны. На фронтисписе журнала С. Чехонин изобразил мчащийся по бурному морю навстречу приключениям и новым открытиям древнегреческий корабль «Арго». Только вместо привычного паруса ветер развевал на судне крылья Пегаса, подчеркивая, что нынешние аргонавты отправились на поиски сокровищ Искусства.

«Появление нового [издания] в нашей столь бедной художественными журналами стране следует всячески приветствовать. Тем более, что список сотрудников включает в себя имена почти всех петербургских и многих московских выдающихся знатоков и исследователей в области изобразительного искусства, а участие таких мастеров книжной графики, как С. Чехонин и Д. И. Митрохин обеспечивают внешность журнала» — отреагировал современник на появление издания. И хотя критиком был отмечен ряд недостатков журнала, он высоко оценил и «прекрасную статью О. Ф. Вальдгауэра об Александре Великом и греческом искусстве», и публикацию «краткую, но ярко характеризующую творчество Нарбута, заметку Д. И. Митрохина, интересные воспоминания о нем же С. Чехонина, дельную статью Э. Голлербаха о миниатюрах К. Сомова и С. Чехонина», и многие другие материалы сборника. «Журнал, — заключал автор обзора, — делает большое культурное дело, и мы можем только пожелать ему долгого процветания». (Корницкий И. «Аргонавты» // Печать и революция: журнал литературы, искусства, критики и библиографии. — 1923.— Кн. 5.— С. 320–321)

Но, к сожалению, плавание «Аргонавтов» на этом завершилось…

Смотреть в электронной библиотеке