ТЕАТРАЛЬНЫЙ МИРОК.
1884-1893
Театральный мирок: еженед. иллюстрир. газета. — Санкт-Петербург : тип. С. Н. Худекова, 1884–1893.
Решив воплотить свою давнюю мечту, молодой актер и начинающий драматург, сын известного поэта и театрального критика Алексея Николаевича Плещеева, в 1883 году заявил об издании литературно-театральной газеты. Александр Алексеевич Плещеев (1858–1944) с юности был «болен» театром: не закончив гимназии, он «попал на сцену, чему, кроме страсти к искусству, послужила […] страсть к актрисе». К своим 25 годам он уже успел выступить не только во многих антрепризах, выходя на провинциальную сцену в небольших ролях, но и на столичных подмостках: в спектаклях московского Малого театра и Александринского театра в Санкт-Петербурге. При отсутствии профессиональных навыков Плещеев удивлял интеллигентностью, сдержанностью, никогда не шаржировал (подробнее о театральной биографии А. А. Плещеева можно узнать из энциклопедии «Национальный драматический театр России. Александринский театр: актеры, режиссеры», выпущенной в ушедшем году и поступившей в фонды Театральной библиотеки).
Газету решено было сделать иллюстрированной, информационной и доступной для широкого круга читателей. Редакция издания не ставила перед собой «грандиозных задач», но обещала в программной статье своим подписчикам «следить за всеми сколько-нибудь выдающимися явлениями в области театра и давать о них читателю своевременный отчет». При этом, ориентируясь, прежде всего, на нравственную функцию театра, на его воспитательную роль, издатели не отказывались «давать иногда и руководящие статьи по теории искусства», но хотели, чтобы и они «были как можно общедоступнее, как можно менее сухи». Своим девизом газета избрала афоризм Вольтера: «Все жанры хороши, кроме скучного». Читателям обещали: «Мы приложим все наши усилия к тому, чтобы „глубокомысленная“ скука не свила гнезда в нашем издании. Веселая шутка, остроумный анекдот, юмористический очерк — имеют, по нашему мнению, право существовать в газете, наравне с серьезными статьями и могут только придать ей живость и разнообразие».
Название газеты — «Театральный мирок» — и ее оформление настраивало читателя на легкий, непринуждённый лад. Два ироничных голых ангелочка-зрителя, расположившись около затейливого заголовка газеты и вальяжно положив ногу на ногу, наблюдали за маленькими танцующими балеринами: один рассматривал танец в театральный бинокль, а другой, важно скрестив руки на груди, и вовсе был в очках.
Изначально контора редакции располагалась в доме на углу Надеждинской и Малой Итальянской улиц (ныне ул. Маяковского и Жуковского). Первый выпуск увидел свет 1 января 1884 года. Газета выходила раз в неделю, по субботам, и стоила 15 копеек. В ней печатались «театральные, музыкальные, художественные и литературные новости, заметки и корреспонденции, повести, сценки, стихотворения и фельетоны, программы зрелищ и увеселений, пьесы, статьи по искусству, частные объявления».
А. А. Плещеев был редактором газеты до 1886 года, потом, передав свое детище другу П. Ф. Левдике, возглавил один из отделов издания. В этот период основателя газеты увлекала больше литературная деятельность: он стал особенно известен рассказами и одноактными пьесами-«сценками» из богемного быта. Эти «жанровые картинки», как называл их А. Р. Кугель, были в моде и с успехом шли как в столичных, так и в провинциальных театрах. Плещеевым было написано около 30 пьес, пять из которых были представлены на сцене Александринского театра.
Легкий «Театральный мирок», откликающийся в коротких заметках на все события театральной жизни, не затрагивая серьезных творческих проблем, радовал читателей до 1893 года. А затем, сменив редактора и издателя, продолжил жизнь уже под более серьезным названием «Театральная газета»..