В Государственном Эрмитаже открылась выставка «Египтомания». Театральная библиотека приняла в ней участие

02/11
2022

В Государственном Эрмитаже открылась выставка «ЕГИПТОМАНИЯ. К 200-ЛЕТИЮ ДЕШИФРОВКИ ЕГИПЕТСКИХ ИЕРОГЛИФОВ ЖАНОМ-ФРАНСУА ШАМПОЛЬОНОМ». Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека – одна из организаций-участниц экспозиции.

А. Г. Гай, директор Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки, Е. Г. Погосова, заместитель директора по библиотечной работе, И. И. Хатко, заведующая сектором изобразительных материалов Отдела редкой книги, архивных и изобразительных материалов и С. В. Смирнова, библиотекарь сектора редкой книги Отдела редкой книги, архивных и изобразительных материалов, на открытии выставки “Египтомания”

 

В двух парадных залах Невской анфилады Зимнего дворца представлены более семисот памятников египетского стиля во всём его разнообразии: скульптура, живопись, мебель, камнерезное и ювелирное искусство, костюмы.

Выставка призвана познакомить посетителей с необыкновенно интересным явлением, которое с конца XVIII века называют египтоманией. Среди многочисленных историзмов и ориентализмов только увлечение Древним Египтом заслужило название «мания». В отличие от достаточно недолгих мод на восточную экзотику (как, например, китайщина и порождённый ей стиль шинуазри), египтомания невероятно продолжительна. Её корни уходят в античные Грецию и Рим, таким образом, элементы этого увлечения присутствуют в европейской культуре на всех этапах её истории. Другая причина популярности состоит в том, что египтомания – это явление универсальное, охватывающее различные стороны жизни: архитектуру, изобразительные и прикладные искусства, философию и мистику, литературу, театр, кино и даже самые простые предметы быта. Ещё одной важной идеей выставки является то, что именно в недрах египтомании медленно вызревала и в итоге сформировалась научная египтология.

Л. Дьен. Эскиз костюма Богини Изиды к балету Ц. Пуни “Дочь Фараона”. Большой Каменный театр (Санкт-Петербург, 1862)

Помимо произведений из собрания Государственного Эрмитажа, на выставке «Египтомания. К 200-летию дешифровки египетских иероглифов Ж.-Ф. Шампольоном» демонстрируются экспонаты из Всероссийского музея А. С. Пушкина, Государственного музея городской скульптуры, Государственного музея-заповедника «Гатчина», Государственного музея-заповедника «Павловск», Государственного музея-заповедника «Петергоф», Государственного музея-заповедника «Царское Село», Государственного Русского музея, Музея Антропологии и Этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Музея-усадьбы «Кусково», Российской Академии художеств (филиал в Санкт-Петербурге), Российской национальной библиотеки, Санкт-Петербургского Горного университета, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербургского Дворца культуры работников просвещения (Юсуповский дворец), Центрального Военно-морского музея и Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки.

Е. П. Пономарев. Эскиз костюма Бога Луны – По к балету Ц. Пуни “Дочь Фараона”. Мариинский театр (Санкт-Петербург, 1885)

Посетители смогут увидеть альбом «Коллекция различных сценических декораций, придуманных и нарисованных художником Алессандро Санкуирико»; альбом монтировки оперы «Аида» по рисункам декораторов Императорских театров и штатного художника Е. П. Пономарева; эскизы женских и мужских костюмов Е. П. Пономарева, П. А. Григорьева, И.А. Всеволожского и Л. Дьена к балету Ц. Пуни «Дочь Фараона»; эскизы женских и мужских костюмов П. А. Григорьева и Е. П. Пономарева к опере Дж. Верди «Аида»; фарс Л. Иванова «Клеопатра Египетская», трагедию К. П. Мердера «Звезда Египта (Клеопатра)», сказку Н. А. Крашенникова «Новый жрец» и другие драматургические произведения из фондов Театральной библиотеки, источником вдохновения для написания которых послужил Древний Египет.

Архив новостей