Прогулка девятая
Матильда Феликсовна Кшесинская
В фондах Театральной библиотеки хранится программа коронационного спектакля 1896 года, изданная на французском языке в роскошном кожаном переплете лимонного цвета и предназначенная для высочайших особ. Среди прочих исполнителей ролей в балете «Жемчужина», указана и фамилия Матильды Кшесинской.
Матильда, младшая и любимая дочь заслуженного артиста императорских театров Феликса Кшесинского, характером пошла в отца. Целеустремленная, с завидной силой воли, врожденным практицизмом, удачливостью и фантастической работоспособностью. К тому же, обладающая неповторимым шармом и обаянием. Впервые будущая артистка обратила на себя внимание репортеров, исполнив за месяц до выпуска из Театрального училища в балете «Дочь фараона» па де-де с Николаем Легатом. Они отметили грациозность юной танцовщицы, высокую технику двойных туров.
Неизвестно насколько успешно сложилась бы ее дальнейшая карьера, не посетив Александр III с цесаревичем Николаем в мае 1890 года выпускной экзамен в училище. Знакомство с наследником престола вскоре переросло в роман, продолжавшийся несколько лет. Артистка не скрывала этой связи. Напротив, использовала для достижения больших успехов и популярности. Выпущенная в корифейки, она вскоре стала солисткой, претендующей на роли балерин. Например, в 1892 году после отъезда из России итальянки Карлотты Брианцы, исполнила главную партию в балете Мариуса Петипа «Калькабрино».
Танцовщицы были очень похожи. Обе черноокие брюнетки, ростом чуть более 150 см. Если Брианца, обладая великолепной техникой, училась мягкости и лиризму у русских танцовщиц, то максималистка Кшесинская поставила перед собой цель в полной мере овладеть виртуозностью итальянки. В балете «Калькабрино» Кшесинская ничуть не уступала Брианце. Получив звание балерины, она монополизировала все лучшие и выигрышные партии в балетах: «Млада», «Коппелия», «Привал кавалерии», «Тщетная предосторожность», «Фиаметта», «Дочь фараона», «Арлекинада» …
Самым значимым для себя событием Матильда считала выступление в 1893 году в партии Авроры в «Спящей красавице». Она вспоминала, что сам Чайковский после спектакля пришел к ней в уборную и после лестных слов выразил желание написать для нее балет. Планам не суждено было осуществиться, так как вскоре композитор умер.
В балете «Эсмеральда» артистка поражала отшлифованной техникой, продуманной игрой. Классический дуэт на балу она проводила с мертвенно побледневшим лицом, с выражением глаз разгневанной тигрицы. Искусство артистки было вдохновенно и могуче, большого размаха и диапазона.
Дирекция императорских театров, учитывая деликатность момента, поначалу не включила балерину в число выступающих в балете «Жемчужина» – парадном спектакле по случаю коронации Николая II. Через великих князей она добилась включения в его состав. Мариус Петипа специально для Кшесинской поставил партию Желтой жемчужины.
Амбиции Матильды были неимоверно высоки. Во время одного из представлений балета «Фиаметта» публика хотела бисировать танец артистки Лидии Кякшт, но капельмейстер Дриго повел оркестр дальше, а Кшесинская начала танцевать свою партию. Зрители продолжали аплодировать, и Кшесинской пришлось остановиться, а Кякшт повторить танец. Обиженная Матильда, протанцевав номер в антракте, заявила, что не выйдет на сцену в течение месяца.
В творческой биографии Кшесинской было, тем не менее, немало благородных поступков. Во время выступления в сентябре 1899 года в балете «Коппелия», итальянская танцовщица Генриетта Гримальди получила серьезную травму, отчего не могла закончить балет. Случайно оказавшаяся на спектакле Матильда Кшесинская, заменила артистку.
После революции балерина навсегда покинула Россию. В 1929 году Матильда Кшесинская открыла собственную балетную студию в Париже. Во время уроков она была тактична, никогда не повышала голоса на своих учеников. Вероятно, это было результатом того, что вступив в морганатический брак с великим князем Андреем Владимировичем, она стала княгиней Романовской-Красинской…