277
Уважаемый Яков!
О Крымском еврейском передвижном колхозно-совхозном театре удалось найти лишь краткие упоминания:
- Крымская АССР. Еврейский колхозно-совхозный театр // Театральный справочник на 1936 год / [отв. ред. М. Имас]. — Москва : Центр. театрально-произв. комбинат, 1936. — С. 390.
«Еврейский колхозно-совхозный театр. База Симферополь, Мало-Базарная, 1. Директор — Альтман М.»
- Котлярова, М. Зиновий Каминский / Мария Каминская // Еврейское слово. — 2007. — № 31 (353).
«Артист родился 1 сентября 1912 г. Каминский был не просто актер, а прирожденный актер знаменитой театральной династии еврейских актеров…»
«…Но окончательно он формируется как актер в другом театральном коллективе, куда переходит в 1933 году, — Крымском еврейском колхозном театре.
Крымский театр был самый молодой еврейский театр в стране и состоял из молодых актеров. Его база была в Симферополе, сцена — 87 колхозов. Туда уже уехали несколько молодых актеров, которые закончили московскую театральную студию. Достаточно сказать, что спектакли в этом крымском театре ставили такие известные режиссеры, как Эфроим Лойтер, который создал Харьковский еврейский театр, он же преподавал актерское мастерство в московской студии. Режиссеры Качанов, Смоленский, Ляуфер — художники, у которых можно было научиться настоящему мастерству.
Репертуар театра был яркий: Гольдфаден, Шолом-Алейхем, Шиллер, Островский, Перец Маркиш, Добрушкин…
Это уже был совершенно другой репертуар и совсем другой подход к нему, даже если ставились произведения, которые игрались в дореволюционный период.
Каминский пришел в Крымский театр, где была одна молодежь и каждый актер был рад работать днем и ночью. Было много талантливых актеров, и для всех была работа. Каминский играл ведущие роли в спектаклях: «Стемпеню», «Сендер Бланк», «Гершеле Острополлер», Незнамова в «Без вины виноватые» Островского, Макса в «Цвей кунилэмлэх» («Два дурачка») Гольдфадена, Фернандо — «Овечий источник», Антонио в «Бар Кохба» – разные роли, но в каждой из них молодой артист искал собственную интонацию и от спектакля к спектаклю углублялось его мастерство, и благодарный зритель это ценил.
Особая черта в игре Каминского — лиризм. Возможно, что именно лиризм одаренного Каминского еще много лет назад почувствовал и оценил Соломон Михайлович Михоэлс»…
- Рабинович, Я. И. Почему евреи не любят Сталина / Яков Рабинович. — М. : Этерна, 2014. — 584 с. См. то же : https://history.wikireading.ru/253512
«В Симферополе, по улице Восточной, 12, при одном из клубов размещался еврейский передвижной драматический колхозно-совхозный театр, в котором работали 44 человека, в том числе 25 профессиональных актеров. Среди них выделялся впоследствии знаменитый актер Каминский. Только за 1939 г. театр подготовил пять пьес и сыграл для населения сел и городов 165 спектаклей. Среди них особой популярностью у зрителей пользовалась поставленная театром пьеса «Суламифь». Самодеятельные театральные коллективы были во многих селениях, где проживали евреи. У Каминского начинается время самостоятельной работы, время творческой зрелости».
Обратите внимание на периодику того периода.
Например:
- Гамалов С.
Еврейский театр в Крыму // Жизнь искусства. – 1926.- 10 авг. (№32). – С. 21.
- Гамалов С.
Симферополь // Жизнь искусства. – 1926. – 18 мая (№20).- С. 16.
- Вуль Р.
«Без вины виноватые» // Красный Крым. – 1940. – 28 марта.
- Вуль Р.
«Арн Фридман» // Красный Крым. – 1940. – 10 февраля.
- Бен Э.
«Тевье-молочник» // Красный Крым. – 1939. – 5 марта
- Нун П.
«Пути-дороги» //Красный Крым. – 1939. – 18 февраля.
- Нун Л.
«Бар-Кохба» // Красный Крым. – 1939. – 10 января
- Кронфельд Л.
Еврейский театр в Крыму // Советское искусство. – 1938. – 12 мая
С уважением, библиограф Н. В. Иванова