История библиотеки
История библиотеки
В настоящее время днем рождения Театральной библиотеки принято считать 30 августа 1756 года (дата издания Указа Императрицы Елизаветы Петровны об учреждении русского театра). Конечно, в этом есть некоторая историческая условность: фонды библиотеки хранят рукописные экземпляры пьес, которые принадлежали Ф. Волкову и А. Сумарокову и датируются временем, предшествующим Императорскому указу.
Первым документально зафиксированным фактом, свидетельствующим о существовании библиотечного собрания, является запись от 16 февраля 1784 года в деловых бумагах Дирекции императорских театров: «Российских актеров инспектор Дмитревский требует, чтоб повелено было сделать или купить для сохранения Российских книг и нот новый, со стеклами и внутренним замком, шкаф» (Архив Дирекции императорских театров. Вып.1 (1746–1801 гг.). СПб., 1892. Отд. 2: Документы. С. 175).
На протяжении более полутора столетий Театральная библиотека существовала как Библиотека императорских театров, то есть как учреждение сугубо ведомственное, куда посторонним вход был закрыт — библиотека хранила все материалы, необходимые для постановки спектаклей на императорской сцене.
В нынешнем помещении библиотека располагается с 1889 года, когда по решению Дирекции императорских театров библиотеки различных трупп были для удобства сосредоточены в одном месте, в трех специально оборудованных залах.
Новая эпоха в жизни Центральной библиотеки императорских театров наступила в 1918 году, когда руководство ею было вверено библиографу и историку литературы Александру Сергеевичу Полякову.
А. С. Поляков взялся за дело с необыкновенной энергией. Ему удалось получить весь фонд Драматической цензуры из упраздненного после Февральской революции Главного управления по делам печати (Цензурного комитета), что позволило увеличить Русский драматический фонд Центральной библиотеки русской драмы (так называлась библиотека после революции, до 1934 года) в четыре раза. Среди цензурованных пьес встречаются автографы и авторизованные копии. Так, Театральной библиотеке принадлежат автографы пьес (либо авторизованные копии) А. Н. Островского, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, А. М. Ремизова, М. А. Кузмина и многих других авторов.
Кроме пьес, можно назвать эскизы костюмов и монтировки спектаклей, регистрационные книги, по которым материалы библиотеки выдавались на дом работникам императорских театров.
Под редакцией А. С. Полякова в первые послереволюционные годы выходили журнал «Бирюч Петроградских государственных театров», а затем «Еженедельник Государственных Академических театров» и многочисленные брошюры с комментированными публикациями неизвестных текстов русских классиков — В. Г. Белинского, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и других.
В библиотеке собраны книги самого широкого временного диапазона — от собрания сочинений А. П. Сумарокова, принадлежавшего тайному советнику В. И. Бибикову, до первых сборников русских футуристов начала XX века. Особое место отведено книгам с автографами (В. А. Жуковского, Н. С. Лескова, И. С. Тургенева, Д. С. Мережковского, А. А. Блока, Н. Н. Евреинова, В. Э. Мейерхольда и др.) Современный Отдел рукописей и редких книг пополняется новыми архивными материалами. Одно из крупнейших поступлений конца 1950-х — начала 1960-х годов — архив М. М. Фокина, величайшего балетмейстера XX века. За последние годы собрание библиотеки пополнилось архивами режиссеров А. А. Белинского, П. П. Гайдебурова, Е. М. Падве, Р. А. Сироты, историка балета Ю. И. Слонимского, театроведа А. А. Гозенпуда, артиста В. В. Ускова и других, а также материалами Т. П. Карсавиной, В. Ф. Коммиссаржевской, Н. Н. Кошеверовой, письмами Н. П. Акимова, С. П. Дягилева, В. Э. Мейерхольда, О. А. Спесивцевой, К. С. Станиславского, Ф. Г. Раневской. Сейчас на учете в библиотеке состоят 64 личных фонда (более 4000 единиц хранения).
Если основу для собирания документов по истории театра заложил А. С. Поляков, то его преемник на этом посту Ю. А. Нелидов начал планомерную библиотечную деятельность: инвентаризацию, каталогизацию и научное описание фонда. Ю. А. Нелидов продолжил поиск путей пополнения фонда. Самым главным его достижением на этом пути является приобретение театральной библиотеки великого князя Павла Александровича. Эта библиотека — «Собрание Дворца Палей в Царском Селе» — третья по величине личная библиотека, входящая в состав современной Театральной библиотеки.
Среди многочисленных дарителей библиотеки — Николай Николаевич Ходотов, один из ведущих актеров Александринского театра в начале XX века, заслуженный артист императорских театров. Часть своей библиотеки (около 9 тысяч томов) он передал сам в 1921 году, другая часть поступила в библиотеку по его завещанию, уже после смерти актера. Заслуживает упоминания и обширная библиотека М. Г. Савиной и ее мужа, издателя «Ежегодника Императорских театров» А. Е. Молчанова.
Среди жертвований Театральной библиотеке следует отметить книжную коллекцию князя А. Я. Лобанова-Ростовского (1788–1866), чье собрание пьес на французком языке XVI–XIX веков, по свидетельству специалистов, является одним из крупнейших в мире. Любой экземпляр из библиотеки А. Я. Лобанова-Ростовского можно рассматривать как произведение искусства.
Кроме коллекции А. Я. Лобанова-Ростовского, содержащей прижизненные издания пьес Корнеля, Мольера, Расина, коллекция пьес, выпущенных за годы французской республики, после Великой французской революции, — только часть обширного фонда литературы на иностранных языках.
К ним примыкают экземпляры пьес петербургских императорских трупп — французской и немецкой, а также цензурованные пьесы на языках народов, населявших Российскую империю. Однако многие ценные документы, пьесы, изобразительные материалы до сих пор недостаточно изучены и известны лишь узкому кругу специалистов.
Одной из главных задач возобновившейся около пятнадцати лет назад редакционно-издательской деятельности Театральной библиотеки является планомерное раскрытие ее интереснейшего фонда. За последние годы вышло несколько выпусков «Записок Санкт-Петербургской Театральной библиотеки», фундаментальное издание архивных материалов библиотеки — «Театральное наследие», книги академической серии «Российская драматическая библиотека» и другие.
Особое значение в наше время имеет внедрение новых технологий, связанных в первую очередь с автоматизацией библиотечно-библиографической и информационной деятельности. Создается электронный каталог, базы данных и другие электронные ресурсы. Библиотека оцифровывает редкие периодические издания.
Давние традиции одной из старейших библиотек Санкт-Петербурга успешно сочетаются с веяниями современных технологий.