ВЕСТНИК ИСКУССТВ

Театр. Музыка. Живопись. Литература : орган художественного отдела Главполитпросвета. — Москва : Изд-во “Главполитпросвет”, 1922

Двухнедельный журнал «Вестник искусств: Театр, Музыка, Живопись и Литература», выходил в Москве в 1922 году. Издание продолжало идейное направление закрывшегося журнала театрального отдела Наркомпроса «Вестник театра» (1919–1921).
Редактором стал Михаил Борисович Загорский (1885–1951), молодой театральный критик и историк театра, будущий автор книг о Степане Кузнецове (1927), Соломоне Михоэлсе (1927) и Михаиле Тарханове (1946), исследований о Пушкине, Гоголе, Крылове, Щепкине и Шекспире. Через несколько лет он напишет пьесу «Когда проснётся спящий» (1925) и сделает инсценировку по Ремарку «На западном фронте без перемен» (1930).
Это все впереди, а в 1922 году 37-летнего Михаила Борисовича назначили возглавить орган художественного отдела Главного политико-просветительного комитета Наркомпроса РСФСР (Главполитпросвета) «Вестник искусств».
Новая экономическая политика, проводившаяся государством с 1921 года и позволившая быстро восстановить народное хозяйство и экономику, оказала заметное влияние на состояние культурной жизни общества. Главным развлечением стали кабаре и рестораны, в которых выступали артисты-куплетисты с нехитрыми аполитичными песенками. Художественная ценность подобных представлений была весьма спорна, а иногда даже и откровенно пóшла. «Всеобщая Всероссийская халтура. Так можно определить сейчас положение в области искусства в РСФСР» — охарактеризовала редакция журнала состояние культуры в стране. Журнал был призван противостоять «этому нашествию буржуазной, вновь вылупившейся, саранчи». На страницах издания обсуждались вопросы искусства, «борьба направлений в нем и наше отношение к ней», велись дискуссии, помогающие «прояснить горизонты искусства в данный момент и уловить пути его дальнейшего движения». А. В. Луначарский, М. Б. Загорский, В. В. Тихонович, В. И. Блюм, В. З. Масс, В. М. Бебутов, А. З. Лежнев — вот только некоторые имена авторов журнала. Во втором номере была помещена не публиковавшаяся ранее статья А. А. Блока о революционном репертуаре.
Первые два номера журнала вышли с символическим рисунком на обложке: крылатый Вестник, держа в руках факел, спешит к людям, неся им свет Искусства. А с третьего номера иллюстрации появились и внутри: публиковались иллюстрации к статьям, зарисовки Н. И. Альтмана, С. И. Юткевича и Б. Р. Эрдмана к спектаклям, шаржи на деятелей искусства.
Издатели стремились сделать журнал наиболее привлекательным для читателей, но ни острые, полемичные статьи, ни необычно большой формат для журнального издания, ни иллюстрации и невысокая цена не спасли его от закрытия. Тиражи от номера к номеру падали. На полках нашей Электронной библиотеки Вы можете найти все 5 номеров этого периодического издания — свидетеля непростого, но такого яркого театрального времени.

Смотреть в электронной библиотеке